Инженеры будущего – кто и как их будет готовить?

Инженеры будущего – кто и как их будет готовить?

24 марта 2017

Инженеры будущего – кто и как их будет готовить?

Рисунок 2

Проблемы подготовки инженеров и инженерного образования в России

Состояние кадровой базы в России для развития новой технологической платформы в рамках четвертой промышленной революции оценивается крайне неоптимистично. По словам вице-президента ЦСР Владимира Княгинина, инженерное образование в стране испытывает кризис с середины 70-х годов прошлого века. Все время в России готовились специалисты узкого профиля, в то время как рынок труда менялся и продолжает меняться: потребность в узкопрофильных технологах и конструкторах падает, экономике нужны универсальные инженеры.

Ситуация усложняется тем, что сегодня нужно готовить кадры на быстро меняющемся рынке – когда одни технологии стремительно сменяют другие. В этой связи растет спрос на специалистов, которые будут связаны с технологией и высокотехнологичным производством на стыке с естественными науками, в особенности на специалистов по био- и нанотехнологиям. Поэтому специалистам требуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.

Сегодня перед страной стоит глобальная задача реформы образовательной системы, создания новой модели подготовки инженеров будущего, которые будут востребованы завтра. В стране уже запущены пилотные проекты на базе крупных институтов по внедрению изменений в системе инженерного образования. Так, в столичном Политехе внедрено проектно-ориентированное инженерное образование по стандартам CDIO.

Стандарты CDIO (conceive, design, implement, operate) – это комплексный подход к компетенциям целостного видения проекта: от разработки нового продукта или новой технической идеи до их внедрения в производство и последующей эксплуатации. На сегодня в Политехе произошла полная трансформация программы бакалавриата: в учебный процесс была встроена проектная работа (дисциплина — «Проектная деятельность»), во время которой студенты контактируют с заказчиками определенной задачи и занимаются ее решением с помощью различных разработок. В результате конкурсов и соревновательности появляются проекты-лидеры, они представляются на всероссийских хакатонах и международных инженерных соревнованях, получают призы и гранты.

CDIO

Проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Алексей Боровков представил проект подготовки «инженерного спецназа» в рамках модели Университет 4.0. На базе этого вуза в 2015 году был создан Институт передовых производственных технологий, по словам Княгинина, «как способ компенсировать инертность основного высшего образования, которому сложно быстро перестроиться». За год здесь был перестроен магистерский сегмент, так стал формироваться институт-лидер в области развития и применения передовых производственных технологий, сфокусированный на подготовке глобально конкурентоспособных специалистов, инженерного «спецназа», обладающего компетенциями мирового уровня.

По словам Боровкова, сейчас из всех выпускников: 20% — это инженеры по эксплуатации (в рамках worldskills), 70% — инженеры-технологи и до 10% — это и есть тот самый инженерный «спецназ», способный в сжатые сроки создавать готовую продукцию, перестраиваться с отрасли на отрасль. Эта когорта специалистов сможет решать те задачи, которые не может решить промышленность. Работая в сотрудничестве с мировыми лидерами, они смогут выпускать продукцию, про которую мир будет узнавать уже через 1-3 года. «Это предполагает создание новых возможностей, и изменения классических программ STEAM образования (STEAM — аббревиатура становящихся самыми востребованными в современном мире дисциплин — science, technology, engineering, art и mathematics)», — сообщил Алексей Боровков.

Во время обучения студенты готовят реальные кейсы: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по заказам ведущих отечественных и зарубежных компаний. Работа ведется на базе наукоемких дисциплин. По мнению Боровкова, университет 4.0 — это самая перспективная модель развития для передовых университетов, в ней увязаны все ступени подготовки, начиная от НИОКР и заканчивая реальными проектами для бизнеса.

Рисунок1

Однако, несмотря на успешный опыт подготовки специалистов, по словам Боровкова, многие студенты раньше уезжали. «Мы так хорошо готовим, что у них есть возможность работать по всему миру, но у нас маленькие зарплаты, и им было не интересно оставаться», — говорит глава института, характеризуя ситуацию в 1997 году. Однако сейчас ситуация изменилась, и специалисты, по мнению Алексея, возвращаются. В связи с этим во время дискуссии была затронута острая тема дисбаланса спроса и предложения специалистов на российском рынке: многие работодатели говорят о нехватке квалифицированных разработчиков, а множество выпускаемых инженеров уходят в другие отрасли из-за низких зарплат или предпочитают работать на зарубежные корпорации.

Рисунок 3

По словам ректора Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) Владимира Васильева, в этой связи российская промышленность становится неконкурентоспособной на мировом рынке, развивается лишь оборонная промышленность, нацеленная на единичные проекты в рамках госзаказа. Вместе с тем, у множества предприятий страны существует запрос на инновации и разработчиков новых технологических платформ. «Проблема еще и в том, что университеты взаимодействуют с крупными госкорпорациями, но плохо сотрудничают с предприятиями среднего уровня, которые в будущем могут претендовать на лидерство в тех или иных отраслях», — считает Княгинин. Поэтому нужно создавать систему повышения квалификации кадров опорных вузов на базе ведущих исследовательских университетов и корпораций.

«Проблема еще и в том, что университеты взаимодействуют с крупными госкорпорациями, но плохо сотрудничают с предприятиями среднего уровня, которые в будущем могут претендовать на лидерство в тех или иных отраслях».
Владимир Княгинин, вице-президент ЦСР

Как стране начать массовую подготовку специалистов нового поколения, востребованных высокотехнологичным бизнесом, как связать вузы с реальным бизнесом- заказчиками разработок – еще предстоит решать научному и экспертному сообществу.

«Нам нужно определиться, что должно лечь в основу программы: поддержка инновационных экосистем (стартапов, технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д., то есть предпринимательского образования), господдержка проектного обучения в вузах или содействие совместным проектам бизнеса и вузов, когда крупные корпорации открывают свои центры (программы развития, включающие кооперацию опорных вузов с исследовательскими университетами, местными предприятиями)», — считает Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ. Эта программа, на разработку которой дано не так много времени, должна стать частью большой стратегии, готовящейся в ЦСР – она должна быть представлена президенту Владимиру Путину в мае этого года.

Фотоматериалы: Дмитрий Земцов, Проректор по развитию Дальневосточного федерального университета

Другие популярные новости

больше новостей

Приемная

Тел.:+7 (495) 725-78-06, +7 (495) 725-78-50
Факс:+7 (495) 725-78-14
E-mail:info@csr.ru

Центральный офис

Адрес:Москва, 125009
ул. Воздвиженка, д. 10
на карте

Контакты для СМИ

E-mail:press@csr.ru

Подписка на новостной дайджест

Подписаться

Поиск по новостям

Видео

Поиск по исследованиям