Вопросы развития моногородов

Вопросы развития моногородов

27 января 2017

Вопросы развития моногородов

Go green city in spring time. Industry sustainable development with environmental conservation background illustration. Vector file layered for easy manipulation and custom coloring.

Перспективы развития моногородов активно обсуждаются во всех эшелонах власти. Сегодня в России насчитывается 319 таких населенных пунктов, и лишь у 71 города социально-экономическое положение можно назвать относительно стабильным.

Необходимость диверсифицировать экономику моногородов, уходя от монопрофильности местной налогооблагаемой базы, правительство осознало в 2014 году. Тогда был создан Фонд развития моногородов. Но, как недавно сообщил аудитор Счетной палаты РФ Сергей Агапцов, проверка Фонда развития моногородов показала: социально-экономическое положение большинства моногородов, несмотря на принимаемые меры со стороны государства, ухудшается.

Сейчас правительство готовит новый приоритетный проект «Комплексное развитие моногородов». Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил паспорт проекта 9 декабря 2016 года, и в ближайшей перспективе для всех 319 моногородов предстоит разработать программы развития, включающие в себя меры по диверсификации экономики, улучшению городской среды, развитию человеческого капитала. Срок реализации проекта — по декабрь 2025 года.

Тема будущего моногородов активно обсуждается и в рамках в рамках подготовки общей стратегии развития РФ до 2035 года, которой занимается ЦСР. В конце прошлого года в центре прошла презентация доклада доктора исторических наук, заслуженного архитектора России Марка Мееровича, который представил модельные решения для развития моногородов и сценарии их реализации.

По мнению эксперта, решение проблемы монофункциональных городов сегодня – это не только неизбежная диверсификация экономики и создание новых рабочих мест. Это еще и устранение «приоритета производства по отношению к жизни». Это «формирование нового – свободного, предприимчивого человека»; «нового образа жизни»; привлекательной городской среды, культивирование гражданского общества.

Вырабатывать программу действий по улучшению качества жизни в российских моногородах сегодня приходится в непростых в условиях, говорит Меерович. Когда бизнесу очень непросто приказывать вкладывать деньги туда, куда он вкладывать их не хочет. Когда отдельным людям невозможно указать на то, какие предпринимательские инициативы им нужно осуществлять. Когда населению нельзя отдать приказ каким образом ему обустраивать свою жизненную среду.

Тем не менее, авторам проектом развития территорий предстоит решить большое число задач. Главная среди них — устранение безработицы. Сегодня многие вертикально-интегрированные структуры (которым принадлежат сегодня многие градообразующие предприятия), совершенствуя технологии, сокращают число работников. В связи с этим 35% населения моногородов считают главной проблемой своего существования – безработицу. Авторам проектов развития территорий предстоит решить — за счет чего реально может быть снижен уровень безработицы? Какие программы профессиональной переподготовки можно развернуть (к чему готовы люди)? Существуют ли реальные (а не фиктивно-отчетные) механизмы поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства?

Решить проблему безработицы также предстоит за счет привлечения инвестиций. По мнению Мееровича, существует ряд независимых от государства «субъектов» хозяйственной деятельности, которым такие вложения могли бы быть интересны: это частные инвесторы промышленного строительства, девелоперы — операторы жилищного строительства, туристический бизнес и прочие. Поэтому авторам проектов по модернизации моногородов следует найти ответы на вопросы — как эти «субъекты» затянуть в моногорода? Как превратить их инициативы и их интересы в ресурс для изменения ситуации? Какие преференции должна формировать муниципальная политика чтобы привлечь этих инвесторов?

Еще одна «болевая точка» — низкое качество среды обитания. Небольшие моногорода сегодня – это значительные территории с «вымороченной» средой обитания, с отсутствием элементарного городского обустройства, с высоким процентом трущобного жилого фонда. 45% населения моногородов считают главной проблемой своего существования – неудовлетворительное состояние городской среды. «Поэтому при разработке проектов развития территорий нужно определить — какие направления самодеятельности в отношении городской среды можно активизировать — детские игровые площадки своими руками, скалодром, маунтингбайк, места «посиделок» мам с колясками», — считает эксперт. Сегодня массовым трендом стало вовлечение в разработку таких проектов населения, но беда в том, что население не верит в возможности влиять на решения городских властей. И преодоление этого «дефицита доверия» — одна из ключевых задач.

К обустройству городской среды также следует подключать рекламодателей. Речь идет о том, чтобы превращать рекламные объекты в объекты «двойного использования», которые не только транслируют информацию о предлагаемых услугах или товарах, но, одновременно, выступают в роли элементов городского благоустройства, повышения ее качества среды обитания.

Отдельного внимания заслуживает качество жилищного фонда. 23% населения моногородов считают главной проблемой своего существования считают неблагоустроенное жилище. Следует решить — как превратить неблагоустроенное жилище с прилегающими участками земли, которое в большей или меньшей степени, присутствует сегодня практически во всех моногородах, стать ресурсом для развития города.

Наконец, существует необходимость формирования идентичности территории или Духа места (культурных кодов места). «Моногорода и первой, и второй волн советской индустриализации часто создавались на пустом месте. И это обусловило полное отсутствие на их территории какой-либо местной идентичности: ни памятников истории и культуры, ни крупных исторических событий, ни легендарных былинных героев», — считает эксперт. По его словам, целенаправленное придумывание смысловых, образных, художественных, псевдоисторических паттернов – это единственный путь искусственного порождения «локальности», которая сегодня почти полностью исчезла под давлением различного рода обстоятельств. Тенденция искусственного порождения «локальности», искусственного формирования «Духа места» — является сегодня одним из стремительно набирающих силу мировых трендов, заключает Меерович.

Другие популярные новости

больше новостей

Приемная

Тел.:+7 (495) 725-78-06, +7 (495) 725-78-50
Факс:+7 (495) 725-78-14
E-mail:info@csr.ru

Центральный офис

Адрес:Москва, 125009
ул. Воздвиженка, д. 10
на карте

Контакты для СМИ

E-mail:press@csr.ru

Подписка на новости

Поиск по новостям

Поиск по исследованиям