Татьяна Горовая: Санкции способствовали комплексной переоценке внешнеэкономических приоритетов страны
08 декабря 2023
Центр стратегических разработок провел анализ динамики международной торговли за несколько лет и спрогнозировал международные грузопотоки до 2030 года по направлениям, странам и номенклатурам грузов.
Период 2021–2023 годов, в течение которого российская экономика пребывает под санкционным давлением, можно охарактеризовать как турбулентный. Произошли значительные изменения в направлениях международной торговли, что обусловлено резким снижением доли грузопотоков, приходящихся на «санкционные страны». Но несмотря на это по мнению первого заместителя генерального директора ЦСР Татьяны Горовой «санкционное давление привело к качественной и комплексной переоценке внешнеэкономических приоритетов страны».
Как отметила Татьяна Горовая, «подготовленный прогноз включает в себя описание транспортной логистики и тенденций в части железнодорожного транспорта, прогноз по морским маршрутам транспортных коридоров, а также оценку загрузки транспортной инфраструктуры с учетом инфраструктурных ограничений».
Если по итогам 2021 года экспорт в недружественные страны составлял 55 % от общего объема, а импорта – 26 %, то к концу текущего года прогнозируется 16 % и 7 % соответственно. Ожидается, что в перспективе до 2030 года объемы международной торговли с указанными странами снизятся пятикратно.
При этом наблюдается рост экспорта на восточном направлении с Китаем и в другие страны Азии, а также по маршрутам международного транспортного коридора «Север-Юг» и Азово-Черноморского бассейна за счет более интенсивной торговли с Турцией и государствами Ближнего Востока. Так, начиная с 2022 года объем экспорта в Индию вырос почти в 3,5 раза, в Азербайджан – на 27 %, в Китай – на 15 % и настолько же в Турцию, а также в Иран – на 7 %. Аналогичная ситуация в импорте: импорт из Китая увеличился на 35 %, из Юго-Восточной Азии – на 26 %, из Турции – на 17 %. При этом активное использование маршрутов международного транспортного коридора «Север-Юг» будет обусловлено инфраструктурными ограничениями Восточного полигона железных дорог и морских портов Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов.
Структура экспортной торговли в период 2021 – 2030 годы не претерпевает существенных изменений, наибольшую долю по-прежнему составляют нефть (около 21 %), уголь (21 %), газ (19 %) и нефтепродукты (около 13 %). В структуре импорта в указанный период наибольшая доля будет приходиться на минеральные продукты и уголь (21 %), при этом будет наблюдаться рост импорта угля и увеличение его доли в общем объеме перевозок на 4 % к уровню 2021 года. В то же время снизится импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (на 3 % в сравнении с 2021 годом), что можно охарактеризовать как повышение продовольственной безопасности России.
Переориентация на восток будет стимулировать увеличение средней дальности перевозок и грузооборота на железной дороге. В части морского транспорта до 2030 года ожидается: в Северо-Западном направлении – снижение общего и контейнерного грузопотока с постепенным восстановлением к 2035 году, в Дальневосточном бассейне – рост экспортно-импортных перевозок, включая мультимодальные контейнерные перевозки, в Азово-Черноморском бассейне – увеличение экспортных перевозок.
Страны БРИКС будут вести активный обмен климатическими исследованиями и данными мониторинга
30.08.2024Читать
Россию посетят порядка 70 тыс. граждан африканских стран до конца 2024 года
30.08.2024Читать
Объем российского рынка безопасной разработки ПО может достичь 60 млрд рублей в 2027 году
30.08.2024Читать
ЦСР прогнозирует рост контейнерных перевозок как в импорте, так и в экспорте
29.08.2024Читать
Татьяна Караваева: «У российских работников формируется запрос на work-life баланс»
27.08.2024Читать
Сергей Колобанов: декарбонизация Индии позволит России нарастить поставки СПГ
22.08.2024Читать
ЦСР: общий уровень выявляемости нарушений по региональным проверкам в 2023 году составил 76%
12.08.2024Читать
Чечня возглавила рейтинг регионов по безопасности дорожного движения Минтранса
07.08.2024Читать
Более 600 участников из 67 регионов России, стран СНГ, Голландии, Индии, Аргентины и Ирана уже прислали свои видеоролики...
06.08.2024Читать
Электронная виза набирает популярность среди интуристов
05.08.2024Читать
ЦСР помогает раскрывать туристический потенциал российских городов
01.08.2024Читать
Преемственность лечения "выпускников" Фонда "Круг добра" нуждается в законодательном урегулировании
01.08.2024Читать
Усилия регионов и условия, создаваемые отелями и гостиницами, стали привлекать больше туристов
31.07.2024Читать
Въездной турпоток в Россию по итогам 2024 году может превысить 5 млн иностранцев
31.07.2024Читать
Взаимный турпоток между Россией и Индией к концу года может составить 250 тыс. человек
26.07.2024Читать
Александр Амирагян: диверсификация экономики позволяет снизить зависимость от нефтяного экспорта
22.07.2024Читать
ЦСР и Роскачество разработают стандарт «India Friendly»
19.07.2024Читать
ЦСР предложил решения для эффективного развития энергетической системы Юга России
18.07.2024Читать
Екатерина Кваша: Развитие коммунального комплекса должно быть энерго и ресурсоэффективным
16.07.2024Читать
На ИННОПРОМЕ обсудили влияние текущей экономической ситуации на развитие городов
10.07.2024Читать
ЦСР и администрация Екатеринбурга проведут Общероссийский форум стратегического развития "Города России: локомотивы роста"...
10.07.2024Читать
На ИННОПРОМЕ обсудили кадровый вопрос
10.07.2024Читать
В ЦСР начал работу проектный офис «Серебряного ожерелья России»
09.07.2024Читать
На «Иннопроме» обсудили промышленный потенциал городов России
08.07.2024Читать