Татьяна Горовая: Санкции способствовали комплексной переоценке внешнеэкономических приоритетов страны
08 декабря 2023
Центр стратегических разработок провел анализ динамики международной торговли за несколько лет и спрогнозировал международные грузопотоки до 2030 года по направлениям, странам и номенклатурам грузов.
Период 2021–2023 годов, в течение которого российская экономика пребывает под санкционным давлением, можно охарактеризовать как турбулентный. Произошли значительные изменения в направлениях международной торговли, что обусловлено резким снижением доли грузопотоков, приходящихся на «санкционные страны». Но несмотря на это по мнению первого заместителя генерального директора ЦСР Татьяны Горовой «санкционное давление привело к качественной и комплексной переоценке внешнеэкономических приоритетов страны».
Как отметила Татьяна Горовая, «подготовленный прогноз включает в себя описание транспортной логистики и тенденций в части железнодорожного транспорта, прогноз по морским маршрутам транспортных коридоров, а также оценку загрузки транспортной инфраструктуры с учетом инфраструктурных ограничений».
Если по итогам 2021 года экспорт в недружественные страны составлял 55 % от общего объема, а импорта – 26 %, то к концу текущего года прогнозируется 16 % и 7 % соответственно. Ожидается, что в перспективе до 2030 года объемы международной торговли с указанными странами снизятся пятикратно.
При этом наблюдается рост экспорта на восточном направлении с Китаем и в другие страны Азии, а также по маршрутам международного транспортного коридора «Север-Юг» и Азово-Черноморского бассейна за счет более интенсивной торговли с Турцией и государствами Ближнего Востока. Так, начиная с 2022 года объем экспорта в Индию вырос почти в 3,5 раза, в Азербайджан – на 27 %, в Китай – на 15 % и настолько же в Турцию, а также в Иран – на 7 %. Аналогичная ситуация в импорте: импорт из Китая увеличился на 35 %, из Юго-Восточной Азии – на 26 %, из Турции – на 17 %. При этом активное использование маршрутов международного транспортного коридора «Север-Юг» будет обусловлено инфраструктурными ограничениями Восточного полигона железных дорог и морских портов Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов.
Структура экспортной торговли в период 2021 – 2030 годы не претерпевает существенных изменений, наибольшую долю по-прежнему составляют нефть (около 21 %), уголь (21 %), газ (19 %) и нефтепродукты (около 13 %). В структуре импорта в указанный период наибольшая доля будет приходиться на минеральные продукты и уголь (21 %), при этом будет наблюдаться рост импорта угля и увеличение его доли в общем объеме перевозок на 4 % к уровню 2021 года. В то же время снизится импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (на 3 % в сравнении с 2021 годом), что можно охарактеризовать как повышение продовольственной безопасности России.
Переориентация на восток будет стимулировать увеличение средней дальности перевозок и грузооборота на железной дороге. В части морского транспорта до 2030 года ожидается: в Северо-Западном направлении – снижение общего и контейнерного грузопотока с постепенным восстановлением к 2035 году, в Дальневосточном бассейне – рост экспортно-импортных перевозок, включая мультимодальные контейнерные перевозки, в Азово-Черноморском бассейне – увеличение экспортных перевозок.
«Великий чайный путь» и турпотоки обсудили в Казани
15.11.2024Читать
Разработка и соблюдение стандартов качества - необходимое условие для развития туризма
14.11.2024Читать
В Нижегородской области установлен экспериментально-правовой режим для беспилотников
13.11.2024Читать
ЦСР и экосистема «Горы России» объединяют усилия для развития горнолыжного туризма
13.11.2024Читать
ЦСР и PR-отрасль будут вместе продвигать российский туристический потенциал за рубежом
11.11.2024Читать
Уже более 500 человек из 65 регионов повысили квалификацию по курсам КНД в ЦСР
08.11.2024Читать
Российские ученые пересчитали баланс парниковых газов в стране
08.11.2024Читать
Создание российской системы климатического мониторинга – это самая эффективная нефинансовая мера поддержки бизнеса
05.11.2024Читать
ЦСР составил портрет среднестатистического российского туриста
04.11.2024Читать
ЦСР призвал регионы поддерживать креативные индустрии
31.10.2024Читать
ЦСР рассказал о преимуществах кластеров в пространственном развитии
26.10.2024Читать
Определены финалисты III конкурса «Лучшая практика межмуниципального взаимодействия»
25.10.2024Читать
ЦСР видит заинтересованность в инвествычете малых и средних компаний
24.10.2024Читать
ЦСР предложил туристическому сообществу совместно участвовать на международных туристических выставках
22.10.2024Читать
ЦСР предложил странам СНГ разработать трансграничные турмаршруты
21.10.2024Читать
Новые участники усилят влияние БРИКС на рынке нефти и газа
21.10.2024Читать
ЦСР ожидает четырехкратного роста турпотока между странами БРИКС до конца 2024 года
18.10.2024Читать
В 2025 году список целевых стран для развития въездного туризма будет расширен
14.10.2024Читать
ЦСР рекомендовал бизнесу присмотреться к «зеленым» проектам по утилизации свалочного газа
11.10.2024Читать
Татьяна Караваева: Межрегиональные проекты это хороший драйвер для запланированных достижений
11.10.2024Читать
Россия и Китай обладают большим потенциалом для увеличения взаимных турпотоков
11.10.2024Читать
ЦСР на форуме Стратегов предложил подход к формированию региональных стратегий
11.10.2024Читать
ЦСР рассчитал эффект от реформы контрольной (надзорной) деятельности
08.10.2024Читать
Прогноз развития рынка кибербезопасности в Российской Федерации на 2024-2028 годы
08.10.2024Читать