О преимуществах и недостатках разных путей и способов доставки нефти в Китай

31 августа 2024

Заместитель генерального директора Центра экономики отраслей ТЭК ЦСР Сергей Колобанов рассказал РИА Новости о том, как обеспечить транспортировку в Китай постоянно растущих объёмов поставок российской нефти и какие преимущества и недостатки есть у разных путей.

Россия последовательно наращивает поставки нефти в Китай. Дальневосточный порт Козьмино уже отгружает нефти сверх своей проектной мощности, а нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) работает на максимуме. По итогам переговоров в ходе визита в Китай российской делегации во главе с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным, стороны договорились развивать добычу и транспортировку нефти, а также строительство нефтепроводов. Ранее в мае Владимир Путин предложил проложить новый нефтепровод в Китай по одному маршруту с проектируемым газопроводом «Сила Сибири 2». Также он отмечал, что нарастить поставки нефти в Китай можно и закупив новый флот.

По мнению Сергея Колобанова, строительство нового нефтепровода долго и дорого. «Хотя если говорить о затратах, то удастся сэкономить на инфраструктуре (например, электроснабжении и дорогах), которая для нефте- и газопровода будет общей. При этом можно рассчитывать на более легкое и быстрое согласование маршрута. Кроме того, трубопроводные поставки более рентабельны, чем морские, не зависят от погодных условий и менее подвержены рискам от недружественных действий третьих стран. Наконец, такие проекты обычно подкрепляются долгосрочными, на десятки лет, договорами на поставку, чтобы гарантированно окупить вложенные средства», - перечислил особенности такого проекта Сергей Колобанов.

Среди других особенностей Сергей Колобанов обращает внимание, что межгосударственная труба формирует «рынок покупателя», который как единственный получатель сырья пытается диктовать ценовые условия, предупреждает эксперт. При этом на предполагаемом маршруте «Силы Сибири 2» у Китая почти нет нефтеперерабатывающих мощностей. Это значит, что государству придется проложить новые нефтепроводы внутри страны.

«Такие масштабные проекты китайцы согласовывают очень долго, взвешивая все «за» и «против», при этом могут выдвигать к российской стороне не очень экономически привлекательные условия», - полагает Сергей Колобанов.

Сейчас нефть в Китай идет по ВСТО и далее морем через порт Козьмино, а также по отводу от ВСТО - нефтепроводу Сковородино - Мохэ, напрямую в Китай. Мощности ВСТО уже используются по максимуму. По мнению Сергея Колобанова, строительство еще одного отвода от ВСТО практически невозможно, разве, что за счет сокращения перевалки нефти через порт Козьмино.

При этом есть варианты расширения самого нефтепровода ВСТО, в том числе для увеличения перекачки нефти из Западной Сибири на восток, но такие проекты также требуют очень существенных финансовых и временных затрат, отметил Колобанов.

Расширить поставки нефти в Китай можно, например, за счет роста морского экспорта из порта Козьмино или через Северный морской путь. По словам Колобанова, морские перевозки более привлекательны за счет возможности быстрой смены покупателя и ориентации на рыночные цены. Несмотря на это существующие инфраструктурные ограничения на Восточном полигоне и недостаток арктического флота на Северном морском пути сдерживают рост морского экспорта в Китай. Исключение, порты на западе - в Балтийском и Черном морях, через которые сырье также переваливают для поставок на восток.

"За последние два года сформировался флот перевозчиков, действующий вне санкционных ограничений. Все это работает уже сейчас, и в ближайшие четыре-пять лет альтернативы этим маршрутам нет, даже если решения по новым трубам будут приняты", - пояснил Колобанов.

В заключение Колобанов отметил, что каждый из способов экспортных поставок российской нефти имеет свои преимущества. "Для России - и она это демонстрирует - целесообразно развивать оба варианта, что хеджирует как ценовые, так и санкционные риски", - считает он.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram