Преемственность лечения "выпускников" Фонда "Круг добра" нуждается в законодательном урегулировании
01 августа 2024
Механизмы бесшовного перехода подопечных Фонда «Круг добра» во взрослую когорту обсудили участники экспертной дискуссии «Готовы ли региональные системы лекарственного обеспечения к принятию «выпускников» «Круга добра»?, которая прошла в Центре стратегических разработок (ЦСР).
«К сожалению, механизм преемственности терапии у «выходцев» из «Круга добра» сохраняется только для 11 редких заболеваний, которые включены в программу высокозатратных нозологий. В отношении остальных заболеваний такой преемственности не существует. Пациенты могут получить лечение в рамках региональной льготы только при наличии у них инвалидности I и II группы. При этом не все «выпускники» «Круга добра» являются инвалидами», – констатировала юрист «Национального Совета экспертов по редким заболеваниям», член Экспертного совета Комитета Госдумы по охране здоровья по редким заболеваниям Наталья Смирнова.
Число бывших подопечных Фонда «Круг добра» стремительно растет, как и необходимость сохранить их приверженность терапии после 19 лет, и вопрос лекарственного обеспечения приобретает всё большую остроту. Это обусловлено тем, что сегодня большинство из них может получить лечение только при наличии инвалидности, а также высокой стоимостью терапии, которая создаёт существенную финансовую нагрузку на регионы, и в ближайшей перспективе будет нарастать, учитывая рост числа «редких» пациентов.
Сегодня в перечень редких (орфанных) заболеваний Минздрава России входит 293 нозологии, в то время как системой госгарантий охвачено лишь 28. При этом порядка 50 орфанных патологий имеют терапию, зарегистрированную на территории Российской Федерации. Однако доступна она лишь для детей, которые обеспечиваются ей за счёт средств «Круга добра».
Получается, что после достижения 19 лет и выхода из «Круга добра», повзрослевший ребёнок попадает в иную систему координат, в которой чтобы получить препарат, ему нужно стать инвалидом. В то же время, миллионные вложения в Фонд «Круг добра» направлены, в том числе, на то, чтобы не дать детям с редкими заболеваниями стать инвалидами, и во многих случаях современная терапия позволяет этого добиться.
Представители регионов отметили, что на сегодняшний день отсутствует чёткая нормативная правовая база, которая бы позволила обеспечивать терапией «выпускников» Фонда «Круг добра». В частности, речь идёт об отсутствии оснований для обеспечения «редких» пациентов по общей региональной льготе (Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890), которые не являются инвалидами, и чьё заболевание не входит в перечень. Тоже касается и пациентов, которые нуждаются в терапии незарегистрированными в России препаратами.
В то же время значительная финансовая нагрузка по лекарственному обеспечению взрослых пациентов с редкими заболеваниями лежит на регионах. В частности, в 2023 году лекарственное обеспечение пациентов, которые не входят в госпрограммы (порядка 17 тыс. человек), обошлось 62 субъектам РФ в 10,4 млрд рублей. При этом существуют единичные случаи, когда регионы принимают нормативные правовые акты для решения вопроса преемственности терапии у таких детей. Уровень и объём гарантий, предусмотренный ими разный, что приводит к разной степени доступности терапии в зависимости от региона проживания пациента.
«Фактически внутри региональной льготы выросла ещё одна программа редких жизнеугрожающих заболеваний, которую субъекты вынуждены обеспечивать за счёт собственных средств в общей массе региональных льготников, бесконечно перераспределяя свой бюджет», – отметила руководитель Проектного офиса «Редкие (орфанные) болезни» ФГБНУ «Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Елены Шукан.
Кроме того, по данным экспертов, в ближайшее время финансовое бремя регионов увеличится в разы: в 2024-2025 годах расчетное количество пациентов, выбывающих из-под опеки Фонда «Круг Добра» составит более 640 человек. В частности, речь идёт о таких распространённых и высокозатратных нозологиях, как нейрофиброматоз (57 чел., терапия ≈20 млн руб. в год на человека), спинальная мышечная атрофия (100 чел., терапия 17-20 млн руб. в год на человека) и муковисцидоз (177 чел., терапия от 11 млн руб. в год на человека).
«Региональная льгота не предназначена для помещения в неё выпускников «Круга добра» с точки зрения необходимых объёмов финансирования», – отметила Елена Шукан.
По данным заместителя начальника управления организации медицинской помощи взрослому населению Министерства здравоохранения Краснодарского края Юрия Сарычева, согласно прогнозному значению по «выпускникам» Фонда «Круг добра» до 2027 года, дополнительная нагрузка на бюджет субъекта составит 500-700 млн рублей ежегодно.
Как отметила заместитель министра здравоохранения Республики Татарстан Фарида Яркаева, сегодня благодаря Фонду «Круг добра» регион получает препараты для лечения «редких» детей на сумму около 3 млрд рублей. Соответственно по мере выхода пациентов из Фонда, нагрузка на региональный бюджет будет расти.
«Принять их [прим. – «выпускников» Фонда»] с 3 млрд, которые есть на сегодняшний день, это история, которая крайне затруднительна для региональных бюджетов», – отметила замминистра.
В качестве одного из решений проблемы обеспечения выходцев «Круга добра» терапией, регионы видят федерализацию системы финансирования. Однако несмотря на то, что эта инициатива не раз выдвигалась как депутатами Госдумы, так и регионами, она до сих пор не получила движения. В этой связи представители экспертного сообщества предлагают рассмотреть и другие механизмы. Например, закрепить гарантии лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями после 19 лет в рамках Постановления Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 403, приведя в соответствие перечень редких жизнеугрожающих заболеваний с перечнем нозологий Фонда «Круг добра», которые имеют зарегистрированную в РФ терапию.
«Так или иначе, регионы вынуждены «подхватывать» выходцев из «Круга добра». Таким образом, расходы на их лекарственное обеспечение всё равно будут существовать и расти. Синхронизация перечней позволит и пациентам, и регионам решить вопрос обеспечения терапией по факту диагноза, а не по инвалидности, – пояснила Наталья Смирнова. – При закреплении обязательств по лекобеспечению за субъектами в дальнейшем регионы могут запрашивать софинансирование из федерального бюджета, как это было реализовано ранее в 2015-2016 годах».
Среди преимуществ механизма она отметила наличие отдельного бюджета, а также учёт таких пациентов в федеральном регистре, что наглядно покажет реальное количество пациентов в регионе и финансовую нагрузку на субъект. Способом балансировки региональных бюджетов в этом случае могла бы стать передача полномочий по лекарственному обеспечению детей из перечня редких жизнеугрожающих заболеваний, которые сейчас остаются у субъектов, в Фонд «Круг добра». Тем более, что такое решение уже закреплено в поручении Президента РФ по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 15 декабря 2022 года (ПР №144 от 26.01.2023).
Не остался без внимания участников и вопрос актуальности нахождения лекарственных препаратов, предназначенных для терапии высокозатратных нозологий (ВЗН), в данном перечне с финансовой точки зрения. Это обусловлено тем, что стоимость на некоторые их них за последние годы снизилась в разы.
По словам сопредседателя Всероссийского союза общественных объединений пациентов Яна Власова, необходимо добиться пересмотра перечня препаратов из ВЗН, стоимость которых снизилась более чем в 10 раз, чтобы вывести их в ОМС. Это позволит сделать систему регионального обеспечения этих пациентов более гибкой, а также освободит возможность для включения в перечень ВЗН новых препаратов или расширения перечня орфанных заболеваний.
ЦСР рассказал о преимуществах кластеров в пространственном развитии
26.10.2024Читать
Определены финалисты III конкурса «Лучшая практика межмуниципального взаимодействия»
25.10.2024Читать
ЦСР видит заинтересованность в инвествычете малых и средних компаний
24.10.2024Читать
ЦСР предложил туристическому сообществу совместно участвовать на международных туристических выставках
22.10.2024Читать
ЦСР предложил странам СНГ разработать трансграничные турмаршруты
21.10.2024Читать
Новые участники усилят влияние БРИКС на рынке нефти и газа
21.10.2024Читать
ЦСР ожидает четырехкратного роста турпотока между странами БРИКС до конца 2024 года
18.10.2024Читать
В 2025 году список целевых стран для развития въездного туризма будет расширен
14.10.2024Читать
ЦСР рекомендовал бизнесу присмотреться к «зеленым» проектам по утилизации свалочного газа
11.10.2024Читать
Татьяна Караваева: Межрегиональные проекты это хороший драйвер для запланированных достижений
11.10.2024Читать
Россия и Китай обладают большим потенциалом для увеличения взаимных турпотоков
11.10.2024Читать
ЦСР на форуме Стратегов предложил подход к формированию региональных стратегий
11.10.2024Читать
ЦСР рассчитал эффект от реформы контрольной (надзорной) деятельности
08.10.2024Читать
Прогноз развития рынка кибербезопасности в Российской Федерации на 2024-2028 годы
08.10.2024Читать
ЦСР представил результаты исследования фискальной нагрузки на ОЭЗ
03.10.2024Читать
ЦСР изучил состояние сферы водоснабжения и водоотведения России
02.10.2024Читать
Определились победители всероссийского конкурса видеороликов «Россия твоими глазами!»
27.09.2024Читать
Цифровая трансформация транспортной отрасли – основа для решения проблем агломерационной пассажирской мобильности
19.09.2024Читать
ЦСР и Санкт-Петербург будут вместе раскрывать турпотенциал северной столицы
18.09.2024Читать
ЦСР на Baltic Weekend провел презентацию национального туристического бренда Discover Russia
13.09.2024Читать
В ЦСР обсудили меры поддержки сферы утилизации вторичных ресурсов и производства вторсырья
11.09.2024Читать
Сформирован шорт-лист конкурса видеоработ «Россия твоими глазами!»
11.09.2024Читать
В честь русского путешественника Афанасия Никитина индийские туроператоры, туристы и блогеры совершат мотопробег Москва...
10.09.2024Читать
ЦСР объединит усилия с РИИЦ для взаимного привлечения индийских туристов
09.09.2024Читать