Аналитический обзор утвержденных индикаторов риска по региональным видам контроля

ЦСР подготовил аналитический обзор утверждённых индикаторов риска по региональным видам контроля.

На текущем этапе развития системы государственного контроля совершенствование индикаторов риска является приоритетным направлением для реализации полноценного перехода контроля (надзора) на риск-ориентированную модель.

В 2023 году при методологической поддержке Минэкономразвития России федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольные (надзорные) функции, планируется утвердить новые индикаторы риска.

На региональном уровне, охватывающем существенный пласт значимых для государства и общества видов деятельности, отсутствует системный подход к разработке индикаторов риска, что не позволяет выстроить эффективную систему превентивного реагирования на возможности причинения вреда (ущерба).

В связи с этим эксперты Центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности провели анализ региональных практик по разработке индикаторов риска с целью формирования практически ориентированных рекомендаций по совершенствованию риск-ориентированных моделей осуществления региональных видов контроля (надзора), а именно:

  • Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • Региональный государственный жилищный контроль (надзор);
  • Региональный государственный строительный надзор;
  • Региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными;
  • Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи
  • алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
  • Региональный государственный экологический контроль (надзор);
  • Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия.

В периметр анализа попали восемь наиболее массовых видов регионального контроля в 10 субъектах Российской Федерации: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Калининградская область, Кировская область, Мурманская область, Нижегородская область, Омская область, Приморский край, Республика Татарстан.

Методологический подход определён исходя из основных положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», сформулированы шесть критериев оценки индикаторов риска:

  • индикатор риска не является фактом нарушения обязательных требований;
  • в формулировке индикатора указывается величина отклонения от нормального состояния объекта контроля;
  • определен источник данных об отклонении;
  • индикатор соответствует виду контроля;
  • индикатор риска не является фактом уже причиненного ущерба в подконтрольной сфере;
  • при разработке индикатора риска не используются элементы «палочной» системы.

Аналитическая работа позволит отраслевым региональным контрольным (надзорным) органам сформировать единое понимание основных принципов разработки индикаторов риска, ознакомиться с лучшими практиками и типовыми ошибками разработки индикаторов риска в своих сферах деятельности.

05.06.2023

Аналитический обзор_ОК.pdf636.81 KB