Эффективная настройка регуляторной политики в России способна дать до 1,5–2,5% прироста ВВП в год
Регуляторная политика, наряду с монетарной и бюджетной, является одним из основных драйверов экономического роста. Грамотное использование этого инструмента государственного управления способно дать до 1,5–2,5% прироста ВВП в год, а также обеспечить повышение уровня занятости, производительности труда, предпринимательской и инновационной активности.
К такому выводу пришли авторы доклада «Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего», подготовленного ЦСР совместно с НИУ «Высшая школа экономики».
В докладе изложены не только основные проблемы регуляторной среды, но и предложения по ее совершенствованию до 2024 года. Рекомендации составлены на базе последних научных разработок и с учетом лучших мировых практик. Кроме того, в докладе рассмотрено большое количество отраслевых кейсов, предоставленных участниками семинаров в ЦСР и ВШЭ. Наработки будут представлены 25 мая 2018 года на сессии ПМЭФ «Как реализовать стратегические задачи?».
Понятие регуляторной политики (regulatory policy) объединяет в себе широкий спектр нормативного воздействия государства на предпринимательскую деятельность, включая создание условий допуска на рынок, установление обязательных требований к продукции и процессам, контрольно-надзорные процедуры, запреты, ограничения, преференции и т. д.
Для ЦСР изменение регуляторной политики, наряду с внедрением современных инструментов в государственное управление, кадровой политикой и проведением масштабной цифровой трансформации, является приоритетом в проведении структурных реформ, которые необходимы России для достижения темпов экономического роста выше среднемировых и реализации нового майского указа Президента.
Основное препятствие, стоящее на пути оптимизации регуляторной политики – это «реактивный» характер российского законотворчества. Новые законодательные акты создаются не в рамках заранее сформированного плана, а в качестве ответа государства на различные события. Еще один недостаток системы – утрата общего центра принятия решений по регуляторным вопросам. Так, с одной стороны, экономическим блоком Правительства РФ декларируется снижение административной нагрузки на бизнес, а с другой (во многом под давлением органов, отвечающих в широком смысле за безопасность) – постоянно вводятся все новые ограничительные нормы. При этом, наблюдаются явные противоречия между законодательными актами равной силы различных государственных институтов.
Из предложенных экспертами ЦСР мер по оптимизации регуляторной политики стоит особо отметить инициативу по созданию центрального органа по дерегулированию. Он будет выступать в качестве центра принятия решения по оптимизации нормативной базы, а также выступить в качестве ключевого элемента запуска новой, комплексной регуляторной политики. Его предлагается назвать «Президентская комиссия по дерегулированию». Обеспечение деятельности комиссии должно будет осуществляться через специально созданное подразделение Администрации Президента РФ. Альтернативой может выступать аналогичный орган при правительстве.
Органу предлагается предоставить широкие полномочия. В рамках своей деятельности «Президентская комиссия по дерегулированию» должна получить право признавать федеральные законы недействительными либо подлежащими пересмотру. В отношении законов, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, орган дает рекомендацию Президенту о применении вето, а в отношении действующих законов – о соответствующей законодательной инициативе.
Представленный доклад – первое с 2005 года комплексное исследование регуляторной политики. Тогда ОЭСР выпустила доклад1, посвященный анализу результатов перехода Российской Федерации к рыночной экономике и оценке состояния регуляторной политики.
* * *
1 http://www.oecd.org/russia/russiabuildingrulesforthemarket-oecdreviewsofregulatoryreform.htm Обратно к тексту
25.05.2018
REGULYATORNAYA-POLITIKA-V-ROSSII_INTERNET.pdf1.26 MB