Госсектор экономики: инерция или эффективность?

Центр стратегических разработок представляет доклад «Эффективное управление государственной собственностью в 2018–2024 гг. и до 2035 г.», в котором оценивается объем госсектора в России и предлагаются варианты подходов к оптимизации управления государственной собственностью.

В современных условиях государственный сектор играет заметную роль в любой национальной экономике. В нашей стране, начиная с 2000-х гг., количественный и качественный рост госсектора стал преобладающим трендом. За прошедшие годы размеры сектора достигли исключительно высоких значений. Общая доля государственного сектора в ВВП выросла с 39,6% в 2006 г. до 46% в 2016 г. По состоянию на 2016 г. госсектор включал около 65,2 тыс. хозяйствующих субъектов, хотя еще двумя годами раньше их было на 1 600 меньше. Фактически в 4 секторах (энергетика, транспорт, добыча полезных ископаемых, финансы) доля выручки госкомпаний в общей выручке топ-100 компаний близка или превышает 50%.

Дальнейшее наращивание или даже простое сохранение существующих объемов госсектора чревато для экономики негативными последствиями.

Во-первых, конкурентные механизмы рынка заменяются административным ресурсом и лоббизмом. Вследствие этого, экономика начинает «пробуксовывать» – темпы роста снижаются, а технологическое отставание от более успешных стран только усиливается.

Во-вторых, государство проявляет себя как менее эффективный собственник по сравнению с частными структурами. Фактически госпредприятия превращаются в многоступенчатые бюрократические пирамиды административного контроля и формальной отчетности. Прежде всего, этот тренд заметен в конкурентных отраслях.

В-третьих, происходит неформальное огосударствление частного сектора и появление «частных государственных компаний». Пространство для частной инициативы резко сужается, а цивилизованные имущественные отношения подвергаются эрозии.

Процессы, происходящие в сфере функционирования государственной собственности, ставят перед властями непростую дилемму. Либо экономика РФ продолжает инерционно идти по пути огосударствления, либо необходим поиск прагматичного баланса между сохранением за государством контроля в стратегических отраслях и стимулированием частного сектора.

Авторы доклада в качестве основной идеи на 2018–2024 гг. и до 2035 г. предлагают повысить общую эффективность управления государственной собственностью: сократить избыточный объем государственного сектора в экономике и оптимизировать управление объектами (имуществом), необходимыми для реализации функций государства и стратегических задач экономического развития. В частности, планируется сделать акцент на реализации системного принципа «объясняй или продавай», расширении условий для частной инициативы, оптимизации управления малыми объектами госсобственности и введении более открытых корпоративных процедур для крупных госкомпаний, усложнении процессов увеличении госсектора в отдельных отраслях и др.


05.02.2018

Doklad_effektivnoe_upravlenie_gossobstvennostyu_Web.pdf913.33 KB