Курс и разница

21 февраля 2024

В авторской колонке «Известий» первый заместитель генерального директора ЦСР Глеб Покатович рассказал о том, какие факторы будут влиять на курс рубля в ближайшее время.

С ноября прошлого года курс российской валюты по отношению к американской остается в диапазоне 90–91 руб./$. Повышение ключевой ставки Банком России в сочетании с принятыми осенью дополнительными мерами по стабилизации курса позволило «сбить» накапливавшиеся негативные ожидания и успокоить рынок.

Чего можно ожидать от курса дальше? Один из факторов — это продление требований о продаже валютной выручки. Механизм проявил себя как эффективный инструмент, позволивший обеспечить предложение валюты на внутреннем рынке. Особенно с учетом роста доли рубля в товарообороте с 26% в 2022 году до 38% в 2023-м.

Да, такая мера может доставлять неудобства некоторым экспортерам, получающим большую часть выручки в национальной валюте. Однако их пока меньшинство, а кроме того, механизм и круг подпадающих под него компаний может корректироваться.

В числе крупнейших продавцов иностранной валюты остаются российские банки, ЦБ и нефинансовые организации. По данным регулятора, в январе нетто-продажи валюты со стороны системно значимых кредитных организаций составили 386 млрд рублей, со стороны нефинансовых компаний — 193 млрд.

Другой фактор — операции регулятора, оказавшие дополнительную поддержку курсу. В январе 2024 года Банк России значительно увеличил объемы продаж иностранной валюты для зеркалирования операций Фонда национального благосостояния до 220,2 млрд рублей в рублевом эквиваленте. Чем больше иностранных денег на рынке — тем курс рубля крепче.

Налоговый период, который выпадает на конец месяца, также может повлиять на укрепление рубля: в это время валютную выручку для уплаты налогов продают и экспортеры, которых не затрагивает механизм обязательных требований.

Нельзя обойти стороной и ситуацию с внешнеторговым балансом. В частности, счет текущих операций в январе 2024 года вырос по сравнению с декабрем, что может свидетельствовать об увеличении притока валюты на локальный рынок. По предварительным оценкам Банка России, профицит счета этих операций в январе составил $6,4 млрд (против $0,7 млрд в декабре 2023-го).

Импорт товаров в прошлом месяце сократился почти на 29%, до $20,1 млрд, а экспорт — лишь на 22,4%, до $29,8 млрд. Таким образом, положительное сальдо торгового баланса составило $9,7 млрд (против $10,2 млрд в декабре). То есть на внутреннем валютном рынке оседает всё больше иностранных денег.

Динамика профицита текущего счета будет и дальше улучшаться. Это будет происходить по мере охлаждения внутреннего спроса, поскольку сокращаться будет импорт товаров и услуг.

Тем не менее здесь же лежат и риски для рубля: если российский экспорт станет систематически сокращаться, это негативно отразится на динамике торгового баланса и будет толкать рубль в сторону ослабления. К такому развитию событий может привести замедление роста мировой экономики (в особенности Китая), а также наименее прогнозируемый фактор — вторичные санкции.

Хотя по-прежнему очевидно, что искусственно «исключить» из мирового рынка игрока калибра России невозможно, определенные локальные сложности всё же будут регулярно возникать.

Прошедший год показал, что наиболее действенным оказалось сочетание мер правительства РФ и Центробанка, совместная работа которых положительно повлияла и на волатильность курса, и на динамику инфляционных ожиданий. Поэтому можно рассчитывать на то, что она будет продолжаться.

Но в более долгосрочной перспективе всё большее значение будет иметь расширение инвестиций в отечественное производство. А важнейшее условие для этого — как раз стабилизация курса рубля и снижение процентных ставок, возможное при сокращении инфляции.