Порты Северо-Запада ждет дозагрузка

26 января 2024

Первый заместитель генерального директора ЦСР рассказала о перспективах развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

До 2022 года Санкт-Петербург и Ленинградская области выполняли функцию торговых ворот в Европу, 170 млн тонн или более 70% грузов через морские порты региона шли в страны Евросоюза. В 2023 году потоки через порты в страны ЕС снизились до 13%, при этом удалось сохранить общий уровень объема перевалки 2021 года – порядка 240 млн тонн, переключив торговые потоки на восток.

«В целом можно сказать, что ситуация стабилизировалась, это отмечает и Минэкономразвития России, но не во все морские терминалы направляются грузы в прежнем объеме, - рассказала Татьяна Горовая. - Изменилась структура грузов, если раньше основным грузом были нефть и нефтепродукты, то сейчас растут объемы навалочных грузов, в частности удобрения».

По словам Татьяны Горовой, в перспективе до 2030 года ожидается увеличение спроса дружественных стран - Южной Америки, Бразилии в отношении импорта российских грузов, прежде всего минеральных удобрений. Кроме того, в связи с загрузкой восточного направления через порты Северо-Запада теперь отправка угля ведется из Кемеровской, Новосибирской областей и Республики Хакасия.

«Безусловно, для регионов Сибири и Урала транспортные издержки возрастают при перевозке грузов через порты Северо-Западного бассейна на восток, но в связи с необходимостью наращивания доли рынков, грузоотправители готовы на снижение маржинальности», - отметила Татьяна Горовая.

Вместе с тем до сих пор сохраняется проблема недозагрузки портов. Темпы развития портовых мощностей теперь не только превышают темпы развития железнодорожной инфраструктуры, но и потенциал возможности загрузки этих портов грузами, отметила Горовая.