В ЦСР презентовали «Карту городов ускоренной трансформации»

05 февраля 2024

Центр стратегических разработок совместно с ЦСП «Платформа» провели круглый стол, где обсудили критерии успешности городов с положительной динамикой развития, а также объявили о создании экспертной платформы по развитию территорий. Также было представлено исследование «Карта городов ускоренной трансформации». В мероприятии приняли участие федеральные и региональные эксперты и представители крупнейших российских компаний.

По словам заместителя генерального директора ЦСР Татьяны Караваевой, синергия коммерческого сектора и городских управленцев уже сегодня демонстрирует успех в разных городах страны. «Все города уникальны. Примеры положительной совместной работы градообразующих предприятий и муниципальной власти в развитии территорий доступны уже сейчас. Как показал опрос ЦСР, 60% градообразующих предприятий моногородов реализуют различные программы и заинтересованы в развитии и трансформации городской среды», - отметила важность при анализе успешных кейсов не делить территории только по отраслям Татьяна Караваева.

В «Карту городов ускоренной трансформации» вошли также инструменты, которые бизнес использует для развития территорий-присутствия. Среди них эксперты выделили корпоративные стратегические программы развития, созданные при поддержке градообразующих предприятий (Ноябрьск, Омск, Норильск, Магнитогорск и другие); мастер-планы, разработанные с участием бизнеса; корпоративные структуры управления городами; специализированные фонды на базе компаний; создание совета директоров города; пространственное локализованные проекты и тематически локализованные проекты. Отдельно рассмотрели корпоративные цели в части социальных проектов. Среди них – разработка системы измерения эффектов (корпоративный индекс территорий присутствия) АО «РУСАЛ», сервисно-инфраструктурная модель развития ГК «Росатом», событийные проекты АО «ОМК» и др.

В ходе мероприятия были рассмотрены барьеры, с которыми сталкивается бизнес при реализации социальных программ. Среди них – слабая обратная связь с населением, проблемы законодательного регулирования социальных инвестиций; точечные вложения, не влияющие на город в целом. «Наши опросы показывают – сегодня, чтобы привлечь и удержать кадры на производстве одной зарплаты недостаточно. Людям нужна качественная среда, досуг и удобства. Бизнес готов активно вкладываться в развитие городов-присутствия, однако нужны институциональные и управленческие решения, которые помогут бизнесу повысить масштаб и роль социальных программ», - отметила Караваева.

Елена Бельская, начальник отдела по связям с органами государственной власти «СИБУР Тобольск» поделилась планами компании по развитию Тобольска до 2030 года. По ее мнению, для устойчивого развития территории бизнес должен планировать программы развития несмотря на внешние обстоятельства.

Участники дискуссии отдельно остановились на вопросе развития внутрироссийского туризма. «Практически все российские моногорода при поддержке индустриальных компаний активно продвигают свои территории для внутреннего туризма, используя в качестве точек притяжения не только культурно-историческое прошлое территорий, но и делая ставку на активно развивающийся промышленный туризм», - отметил генеральный директор Союза Российских городов, председатель комиссии Общественной палаты России по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре Андрей Максимов. Он также обратил внимание на высокую конкуренцию на этом рынке.

Опытом по развитию территорий в российских регионах с участниками круглого стола поделились представители компании «OZON». Их меры поддержки МСП помогают жителям городов совмещать коммерческую деятельность с основной работой на заводе.

После презентации и дискуссии ЦСП «Платформа» объявила о продолжении работы над озвученными вопросами, а также о формировании Экспертной платформы по развитию территорий. Алексей Фирсов, генеральный директор ЦСП «Платформа»: «Формирование ряда городов-лидеров развития позволит создать систему ориентиров для социальных инвестиций бизнеса. Важно, что мы не только зафиксировали линейку лидеров, но показали управленческие инструменты, которые обеспечили динамику. Конечно, ряд успешных территорий был известен в экспертной среде и ранее; для нас было важно обосновать и систематизировать этот список. Мы допускаем, что некоторые города могли не оказаться на нашей карте из-за недостатка коммуникации, но список не является закрытым: он предполагает постоянное обновление за счет новых участников».

Экспертная платформа предполагает создание регулярной площадки, на которой различные участники – бизнес, эксперты, федеральные и региональные чиновники, смогут обмениваться успешными (и не менее важно – неудачными) практиками, тестировать идеи, находить новые решения и проектные альянсы. Детальный разбор отдельных кейсов, которые можно масштабировать на других территориях повысит практическую ценность каждого мероприятия Экспертной платформы.